Этих учащихся характеризует выраженный аутизм (уход в себя, боязнь мира). Они склонны к развитию логического мышления, но у них отсутствуют широкие познавательные интересы. У них нетипичные интересы: о строении мира, о потустороннем мире…
Они любят много читать, у них развита речь, но часто она формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, эмоциональная тупость, не испытывает большой привязанности к родителям; не интересуется мнением других, безразличен к внешнему миру. Такие учащиеся способны на странные поступки, у них притуплённое самосохранение. У этих учащихся нет друзей, они подчиняются другим, не смотрят в глаза.
В работе с такими детьми надо опираться на их сильные стороны. Морали на них не действуют вообще, ничего им не навязывать, самим приспособляться к ним.
1. Не призывайте их к совести, не читайте морали.
2. Учитывайте наличие страхов методом наблюдения, особенно анализом рисунков; определите тематику страхов, потом прорисуйте их: из страшного сделайте смешное. Страх у этих детей сопряжён с любопытством—помогите преодолеть эту проблему.
3. Помогайте им в развитии речи, внимания, моторики, в формировании навыков.
4. Смягчите общий эмоциональный дискомфорт, тревожность.
5. Стимулируйте психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
6. Учитывайте парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
7. Выделяйте его поведение, как отличное от других и в то же время дайте ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.